?

Log in

Куда направлен алтарь Святой Софии - Стамбул и море [entries|archive|friends|userinfo]
Стамбул и море

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Куда направлен алтарь Святой Софии [Sep. 4th, 2012|06:59 pm]
Стамбул и море
[Tags|]

Казалось бы, все знают куда — на восток, христианский всё-таки был храм. И везде-везде так написано.

А теперь посмотрите внимательнее на карту Гугла и взорвите свой мозг. Святая София смотрит не на восток, а туда же, куда и стамбульские мечети, то есть примерно в направлении Мекки.

Найти этому факту объяснение я не смог за несколько месяцев. Нагуглить удаётся лишь пару конспирологий от маргиналов, а серьёзные исследователи просто бубнят один за другим про ориентацию на восток, и точка.

И так часто бывает со Стамбулом: читаешь на досуге первоисточники и видишь, что «общеизвестная» информация неверна. Вот проверьте себя: какое у города было первое название? Подсмотреть можно у Плиния Старшего.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: fatessa
2012-09-04 03:00 pm (UTC)
пара конспирологий - это незабвенный Фоменко? )
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: stambul_i_more
2012-09-04 03:02 pm (UTC)
еще этот, как его... ну типа философ, в журнале "Русская жизнь" работал... забыл фамилию

Edited at 2012-09-04 03:02 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gr_mavrov
2012-09-04 03:11 pm (UTC)
Интересный вопрос, никогда не задумывался.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gr_mavrov
2012-09-04 03:12 pm (UTC)
Вот проверьте себя: какое у города было первое название? Подсмотреть можно у Плиния Старшего.
_______________

Византий?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: stambul_i_more
2012-09-04 03:14 pm (UTC)
нет
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: prostogirka
2012-09-04 03:32 pm (UTC)
Лигос?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: stambul_i_more
2012-09-04 03:36 pm (UTC)
Ага, Наталья, он
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: prostogirka
2012-09-04 03:43 pm (UTC)
Я умница! Мне приз )
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: stambul_i_more
2012-09-04 03:44 pm (UTC)
Заказывай!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: prostogirka
2012-09-04 03:46 pm (UTC)
приезжайте в стамбул. соскучилась
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: stambul_i_more
2012-09-04 04:05 pm (UTC)
Надеюсь, скоро соберемся
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: prostogirka
2012-09-04 04:06 pm (UTC)
ура!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: prostogirka
2012-09-04 03:32 pm (UTC)
или Антония
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: stambul_i_more
2012-09-04 03:39 pm (UTC)
Обана, опять новый ник ))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: prostogirka
2012-09-04 03:45 pm (UTC)
ага, я даже объявление делала. гражданин Гирай возмутился и заявил что есть только один гирька и это он )
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: stambul_i_more
2012-09-04 03:53 pm (UTC)
Ну это сейчас он один Гирай, а лет через 5 вы там проведете выборы ))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: prostogirka
2012-09-04 04:06 pm (UTC)
о да, у нас будет новый король!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: stambul_i_more
2012-09-04 04:15 pm (UTC)
Если Гирай станет королем - ему придется оставить пост Гирая ))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: prostogirka
2012-09-04 04:16 pm (UTC)
пост гирьки )
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: stambul_i_more
2012-09-04 04:17 pm (UTC)
Да, и ты снова сможет вернуть ник, видишь какая многоходовая интрига ))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: prostogirka
2012-09-04 04:20 pm (UTC)
да ладнооо, останусь уже корабликом нати )
хотя я ведь переменчивая, надоемт и это )
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: stambul_i_more
2012-09-04 04:21 pm (UTC)
хорошо, что все ссылки при этом автоматом меняются
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: prostogirka
2012-09-04 04:28 pm (UTC)
да!
Но это можно отменить, если кто не хочет
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lina_polesska
2012-09-04 03:36 pm (UTC)
Спасибо! Понятия об этом не имела, действительно, очень вредно доверять сведениям "по умолчанию".
Безумно интересно.
Только София смотрит не на Мекку, а севернее. Ближайший по прямой - Багдад, то бишь Вавилон.
Но я бы еще проверила точку восхода, например, в день летнего солнцестояния. Сколько градусов смещение на этой широте, я не знаю, выяснять надо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: stambul_i_more
2012-09-04 03:37 pm (UTC)
Интригует то, что смотрит туда же, куда мечети
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: assal
2012-09-04 03:47 pm (UTC)
Не совсем. Михраб относительно центральной оси смещен к Югу (на пару метров). Отсюда вывод, что смотрит Айя София не в направлении киблы т.е. Мекки.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: stambul_i_more
2012-09-04 03:51 pm (UTC)
Да, я поэтому и написал "примерно"
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lina_polesska
2012-09-04 03:57 pm (UTC)
Пыталась в Гугле порисовать, не очень получается, но алтарь Софии все-таки смотрит севернее мечетей
И, кстати, стамбульские мечети смотрят не на Мекку, промахиваются. Ужас какой. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: stambul_i_more
2012-09-04 04:13 pm (UTC)
Все на глазок. Они не знали, что у каждого в будущем будет не то что гугл, а хотя бы компас
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: doktor1204
2012-09-04 03:46 pm (UTC)
может алтарь был направлен на ерусалим? а не на мекку?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: stambul_i_more
2012-09-04 03:51 pm (UTC)
Может быть. Но вроде не было такой традиции
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lina_polesska
2012-09-04 03:59 pm (UTC)
Рисуем в Гугле. Прямая алтаря Софии в Иерусалим никак не попадает, идет почти через Багдад.
Я голосую за восход в день летнего солнцестояния. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: stambul_i_more
2012-09-04 04:11 pm (UTC)
И мне кажется правдоподобной версия про языческие традиции. Там же до сих пор можно наблюдать эту знаменитую игру лучей по утрам, хотя часть окон загорожена быками или замурована. И первоначальные стены золотых мозаик были явно под световой эффект заточены. "Бог есть свет", наследство культа Гелиоса
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lina_polesska
2012-09-05 05:13 am (UTC)
А насчет летнего солнцестояния я была неправа. Опять право и лево спутала :)))
Восход в южном секторе - это же зима!
В общем, присобачить можно, наверное, и дату какую-нибудь, а можно и так оставить, пока не отыщется настоящее объяснение.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: doktor1204
2012-09-07 02:21 am (UTC)
И на том спасибо, что не на Мекку.
На Багдад? - тогда просто на восток
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lina_polesska
2012-09-07 05:00 am (UTC)
Нет, сами посмотрите, от востока поворот больше 30 градусов к югу, но меньше 45. То есть, по долям круга с отсчетом от севера - не выходит, это даже не юго-восток. Но точно не прямо на восток.
С летним солнцестоянием я перепутала, прошу прощения. Зимнее, конечно же. Как вариант. Но возможны и другие версии.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: doktor1204
2012-09-09 03:38 pm (UTC)

УРАААА

зимнее солнцестояние - так это же Рождество!
по юлианскому календарю 25 декабря!!!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: jbarbaris
2012-09-04 05:20 pm (UTC)
Да, Влад, завел ты народ :)
Я, естессно, тоже полезла посмотреть. Может, такое расположение (алтарь смотрит на юго-восток) было продиктовано рельефом?
Кстати, монастырь Пантократора (мечеть Зейрек) так же повернута на юго-восток.
Ну а вообще, при чем тут Мекка (кстати, говоря "Мекка", ты подразумеваешь ислам?)? План нынешней постройки был заложен еще в 4 веке, стало быть она уже тогда была ориентирована туда, куда... за 4 века до...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: stambul_i_more
2012-09-04 05:46 pm (UTC)
Юля, ну я не хотел сказать, что вот прямо они Мекку имели в виду, но куда-то в ту сторону, это же правда ))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: jbarbaris
2012-09-04 06:00 pm (UTC)
Взыграло во мне ретивое :)))) Полезла почитать еще что-нибудь. Все же думаю, что скорее на Иерусалим. Есть такая теория касаемо ранних христианских храмов.
И потом - направление храма - это же скорее символ, а не маниакальное соответствие широте и долготе
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: assal
2012-09-04 06:07 pm (UTC)
А вот здесь я соглашусь.

Чем ближе к экватору, тем Мека все восточнее и восточнее. В Питер кибла практически на юг, а православные храмы на восток. Стамбул существенно южнее, потому "примерно" и наблюдается.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: stambul_i_more
2012-09-04 08:36 pm (UTC)
А вот такая еще деталь, чтобы окончательно запутаться. Святая Ирина стоит совсем рядом, а ориентирована чуть-чуть иначе, чем София. А Сергий и Вакх смотрит почти на восток.

Похоже, что в VI веке даже приблизительное направление было в Константинополе не очень важным.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: jbarbaris
2012-09-05 08:48 am (UTC)
Продолжаю бубнить свое - рельеф местности, рельеф местности :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: stambul_i_more
2012-09-05 10:55 am (UTC)
Вероятно ))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zamkosmopolit
2012-09-04 06:27 pm (UTC)
Мусульмане, кстати, в самом начале тоже лицом к Иерусалиму молились.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: con_failed
2012-09-04 08:04 pm (UTC)
Я полезла в интернеты разбираться :)
Я так поняла, что основу Айи Софии заложили в 324 году: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B8_(%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C)

Надо искать ноги оттуда. Как строили храмы в 4 веке.

Кааба была построена, предположительно, в начале 5 века (на 100 лет позже, как ни крути).
http://www.historyofmecca.com/



(Reply) (Thread)
[User Picture]From: stambul_i_more
2012-09-05 10:56 am (UTC)
Может быть, и так. Но в 324 году маленькая была, потом фундамент все равно новый делали
(Reply) (Parent) (Thread)